Интервью с прокурором Перовской межрайонной прокуратуры г. Москвы И.А. Фединым Печать E-mail
09.12.2016 г.

   
    Об относительно новом российском празднике – Международном дне борьбы с коррупцией простые граждане пока мало что знают. Наш корреспондент встретилась с прокурором Перовской межрайонной прокуратуры г. Москвы Иваном Фединым и попросила его рассказать об этом дне.
   
    - Иван Александрович, расскажите, пожалуйста, что же это за дата?
   
    - 9 декабря 2003 года на Политической конференции высокого уровня в Мериде (Мексика) была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. День начала работы конференции был объявлен Международным днём борьбы с коррупцией. Сегодня мы отмечаем 13-ю годовщину этого памятного дня.
   
    Принятие Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции дает ясно понять, что международное сообщество полно решимости предотвращать и искоренять коррупцию.
   
    Государства-участники приняли на себя обязательства по внедрению антикоррупционных мер в области законодательства, государственных институтов и правоприменения. Каждое из государств-участников Конвенции призвано в соответствии с принципами честности, ответственности и прозрачности разрабатывать и проводить политику по противодействию и предупреждению коррупции, повышать эффективность работы существующих институтов, антикоррупционных мер, а также развивать сотрудничество по борьбе с коррупцией на международном и региональном уровне.
   
        Конвенция служит предупреждением для коррумпированных субъектов в отношении того, что если они не оправдают доверие общества, то оно не будет больше их терпеть. Конвенция вновь подтверждает значение таких основных ценностей, как честность, уважение верховенства права, подотчетность и транспарентность в деле содействия развитию и в работе по совершенствованию нашего мира на благо всех.
   
    Конвенция содержит целый ряд стандартов, мер и норм, которые могут применяться всеми странами в целях укрепления их правовых и нормативных режимов борьбы с коррупцией.
   
    Конвенция ООН против коррупции реально стала частью российского законодательства и основой для принятия соответствующих правовых актов антикоррупционной направленности.
   
    Российская Федерация подписала Конвенцию ООН против коррупции 9 декабря 2003 года, а ратифицировала 8 марта 2006 года. Федеральный закон о ратификации содержит заявления по отдельным статьям и пунктам, по которым Россия обладает юрисдикцией и обязательностью для исполнения.
   
    - Иван Александрович, читателям хотелось бы узнать, по каким направлениям прокуратура вносит свой вклад в борьбу с коррупцией, что удалось достичь в этой работе?
   
    - За истекший период 2016 года межрайонной прокуратурой выявлено 53 нарушения закона в этой сфере, в связи с чем внесено 28 представлений об их устранении. По результатам их рассмотрения 10 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. Опротестовано 5 незаконных правовых акта, в Перовский районный суд направлено 10 исковых заявлений. По постановлениям прокурора 2 лица привлечены к административной ответственности за правонарушения коррупционной направленности (ст. 19.29 КоАП РФ). Кроме того, по результатам прокурорских проверок возбуждено 2 уголовных дела о коррупционных преступлениях.
   
    Сразу отмечу, что в работе органов прокуратуры Законом установлен такой принцип, как недопустимость подмены иных государственных органов (контролирующих, правоохранительных органов, органов публичной власти). Так вот надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции – это как раз одно из немногих направлений надзорной деятельности, в котором нам трудно кого-либо подменить.
   
    Так, полномочия прокуроров по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов прямо определены ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре РФ». При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в соответствующий орган, организацию или должностному лицу, требование об изменении данного акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов, либо обращается в суд.
   
    В новое направление прокурорской деятельности выделен контроль за достоверностью сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, занимающими должности государственной и муниципальной службы, а также контроль за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам, в соответствии с одноименным Федеральным законом №230-ФЗ.
   
    При этом проверке подлежат как государственные служащие поднадзорных органов исполнительной власти, то есть районных управ, так и депутаты муниципальных образований, на которых также распространены обязанности, ограничения и запреты, установленные Федеральным законом №273-ФЗ «О противодействии коррупции». В сфере представления сведений о доходах и имуществе мы выявили три нарушения в муниципальных образованиях, и 5 лиц, представивших недостоверные или неполные сведения – в районных управах. В части представления сведений о расходах выявлено одно нарушение со стороны депутата муниципального округа. Кто-то указал не соответствующие регистрационным данным сведения, кто-то забыл указать счет в банке или вовсе не заполнил необходимый раздел декларации, и т.п.
   
    Принятыми мерами реагирования допущенные нарушения устранены, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
   
    - А что такое «конфликт интересов»? Выявляли ли Вы такие случаи?
   
    - Статья 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» определяет конфликт интересов как ситуацию, при которой личная заинтересованность лица, замещающего соответствующую должность, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей и осуществление полномочий. Личная заинтересованность в данном ключе понимается как возможность получения доходов или каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом и его родственниками или близко связанными с ним гражданами или организациями.
   
    Например, в ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии» Роспотребнадзора мы выявили, что сын руководителя данного учреждения работает его заместителем, в нарушение антикоррупционного запрета, установленного пунктом 5 части 1 ст. 16 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В результате внесенного по данному факту представления данное нарушение устранено, младший родственник переведен на другую работу.
   
    - Вы упомянули о двух уголовных делах, возбужденных на основании результатов Ваших проверок. Что это за дела?
   
    - Первое из дел уже закончилось обвинительным приговором. Так, в ходе проверки Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве» мы установили, что директор института Алексей Миндрин, являясь также председателем совета по защите докторских и кандидатских диссертаций при Институте, вопреки требованиям ведомственных организационно-распорядительных документов Минобрнауки, запрещающих возмещение расходов по рассмотрению и защите диссертации за счет соискателей ученой степени, с июля по октябрь 2015 года заключил от имени учреждения договоры на выполнение работ по предоставлению научно-технических услуг с четырьмя соискателями ученой степени «доктора экономических наук», на основании чего последние перечислили на расчетный счет Института денежные средства в размере от 90 до 150 тысяч рублей каждый, в общей сумме 480 000 рублей.
   
    После перечисления денежных средств Миндрин провел заседание совета, по результатам которого всем четверым соискателям присуждена ученая степень доктора экономических наук, которая в последующем, 28.12.2015, отозвана Департаментом аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки РФ в связи с прекращением деятельности диссертационного совета на базе данного государственного учебного заведения.
   
    По результатам проверки межрайонная прокуратура вынесла постановление о направлении материалов в следственный орган для уголовного преследования, и Перовским межрайонным следственным отделом Следственного комитета по ним возбуждено уголовное дело по ст.285 ч.1 УК РФ, которое впоследствии направлено в суд. В ноябре текущего года Перовский суд приговорил Миндрина к трем годамлишения свободы условно с испытательным сроком в течение трех лет.
   
    Второе уголовное дело, возбужденное по результатам нашей проверки, касалось выявленных фактов оплаты бывшим руководителем ГУП «ДЕЗ района Вешняки» административных штрафов, наложенных на него и иных должностных лиц, за счет денежных средств государственного предприятия. По результатам нашей проверки следственный отдел ОМВД по району Вешняки возбудил уголовное дело по ст. 160 ч. 3 УК РФ, которое сейчас находится на завершающей стадии расследования.
   
    - Если с преступлениями в основном понятно, то читателям наверняка неизвестно, о каком административном правонарушении коррупционной направленности идет речь в ст. 19.29 КоАП РФ? Вы сказали о двух делах, которые Вы возбудили по этой статье.
   
    - Этот состав правонарушения базируется на закрепленном в статье 64.1 Трудового кодекса РФ, а главное, в статье 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» требовании, согласно которому бывшие государственные и муниципальные служащие определенных категорий в течение двух лет после увольнения обязаны при заключении новых трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.
   
    В свою очередь, работодатель при заключении договора с такими гражданами обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора прежнему работодателю государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
   
    Неисполнение указанной обязанности и влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 19.29 КоАП РФ, возбуждение дела по которой относится к исключительной компетенции прокурора.
   
    Так, нами в ходе проведения проверки установлено, что уволенный с должности ведущего специалиста отдела ЖКХ и развития инфраструктуры Управы района Новокосино г. Москвы гражданин Толкачев К.А. на следующий день после увольнения вступил в трудовые отношения с ООО «Управляющая компания «РЭУ №1-Садовый», впоследствии став в данной организации заместителем генерального директора.
   
    Вместе с тем выявлено, что новый работодатель Толкачева о заключении с ним трудового договора Управу района Новокосино не уведомлял.
   
    В связи с указанными нарушениями мною в отношении ООО «Управляющая компания «РЭУ №1-Садовый» и его бывшего директора возбуждены дела об административном правонарушении по ст. 1929 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых мировым судьей юридическое и должностное лицо привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 50000 и 20000 рублей соответственно.
   
    В заключение хочу сказать, что непримиримая борьба с коррупционными проявлениями, несомненно, является той задачей, успешного выполнения которой, прежде всего, ждет от нашей системы и глава государства, и население России. Поэтому усилия в данном направлении будут прокуратурой продолжены, ведь права на ошибку мы здесь не имеем.
 
« Пред.   След. »